Хроники экспедиции. Тува-Укок 2008

Экспедиция из серии «ВЕЛИКАЯ АЗИЯ» или сочинение на тему “как я провел лето”илиПрактический курс выживания, в условиях современных международных отношений
«Колыбель бесчисленных народов и племен, родина кровавых завоевателей, источник мифов и легенд, мать всех религий, почва, питающая около миллиарда человеческих существ, - такова Азия.
На протяжении многих веков она оставалась погруженной в нечто вроде мистического оцепенения, презирала действие, относилась безразлично к прогрессу в тех материальных формах, как мы его понимаем, уделяя внимание только работе ума и философским построениям. И вот она проснулась и во всех своих частях поднимается, враждебная Европе и Америке…».
д-р Эренжен Хара-ДаванЧИНГИС-ХАНКАК ПОЛКОВОДЕЦИ ЕГО НАСЛЕДИЕ
 03.08.08 ”солнечно”. Джипинг (если это можно таковым назвать) по Алтаю и Туве начался с Барнаула. Все же есть автомобили для транспортировки, а есть авто для джиппинга и после М-52 трассы федерального значения “Чуйского тракта” это осознаешь еще больше. Но к счастью наш маршрут в основном проходил по бездорожью и именно поэтому наш выбор был в пользу японского производителя (в прошлом военной техники) Mitsubishi Motors, а именно 8 местной Mitsubishi Delica. Подготовленного, агрессивного жесткого внедорожника мы протестировали уже вечером, когда искали место для ночлега. Опыт гида, техника не подвели и лагерь мы поставили еще засветло, в отдалении от дороги, в живописнейшем местечке за поселком Акташ, в отличном настроении, в ожидании чуда…
 04.08.08 ”ветер как фен”. Утром начинаешь понимать, в чем прелесть джип-экспедиции, когда в походной тарелке видишь яичницу с беконом. Далее сборы, они не заняли много времени и на трассе мы оказались уже в 11.00. А в 12.20 уже были в районном центре Кош-Агач. Дозакуп, дозаправка, обед в кафе “Телец”. Нет - это не реклама, просто это действительно лучшая русская кухня в деревне, приготовленная казахами. Далее едем к пограничникам, выписываем пропуск в Туву и Плато Укок одновременно. Возникает вопрос - почему это нельзя было сделать вчера??? Отвечаю: режим работы пограничников с 9.00 до 17.30 и конечно не стоит забывать, что это русские пограничники казахской национальности, а это усугубляет все в 2 раза. В итоге пропуск мы получали до 17.00.
Но все так и было запланировано изначально и поэтому времени на знакомство с современными культурами Центральной и Южной Азии было предостаточно.
После того как мы выехали за территорию деревни нас снова остановили пограничники проверили документики и пожелали “счастливого пути”. Спустя пять минут свернули с “Чуйского тракта” в сторону села Кокоря. Кокоря это последний оплот цивилизации. Здесь МТС (сотовая связь) начинает пропадать, а другие операторы и подавно не ловят сети. Здесь еще можно купить продукты, но это будет не Греция где есть все, а Кокори где нет все! Все что нужно. Здесь за сельским клубом начинается классическая гребенка – дорога, где можно ехать либо со скоростью 30 км/ч или 130 км/ч, иначе будет трясти, так что даже у человека с железными нервами и характером могут посыпаться гайки.
Пересекаем четыре брода. 19.30 поворот на Аржан Бугузун остается с права. Спустя минуту встретили джип-коллег из Красноярска, уставших, но безумно счастливых, да что и говорить мы и сами на взводе. 20.00 ночевка “у дороги”, хорошо сидим, готовим борщ, завидев казахов, прячем водку, они пытаются в свою очередь поменять ее на сарлыка. На уговоры не поддаемся. С чистой совестью и спрятанными в автомобиль вещами, ложимся спать. На улице холодает.
 05.08.08 “пасмурно” 9.30 двигаемся далее… 10.05 Преодоление труднопроходимого высокогорного перевала Бугузун, на границе Алтая и Тувы дело не простое, но и с ним мы с легкостью справились. Наградой стал великолепная панорама Тувы, внизу виднеется озеро Ак-Холь, по левом берегу которого мы ехали спустя час. 12.15 едем по вверху канона, над рекой Моген-бурен в поисках моста, его очень трудно заметить с берега. Но, как не странно, находим очень быстро главный ориентир - первый холм, с лесочком справа. Вообще в западной Тыве очень мало леса, а главное топливо это кизяки, производителями которого являются сарлыки - то есть яки, главные кормильцы в условия суровой степной зоны. Очень серьезные и не очень гостеприимные животные, такие выводы я сделал после того как бегал за ними что бы из фоторужья щелкнуть. А потом они за мной потому-то поняли, что Canon не сможет нанести им вреда. Вот так мимо кошар (стойбищ), мимо яков (кров покрытых густой шерстью), мимо курганов (древних погребений) мы пылили по дорогам культур населявших эти места тысячи лет назад. 13.00 забравшись на очередной пригорок, мы встали в оцепенении. Вот перед нами овеянное легендами высокогорное озеро Хиндиктиг-Холь (пер. с др. тюркского - пуп земли). GPS показывает 2350м. Огромная масса воды плещется о берег, обманываешь себя мыслью, что ты на море. Но где?! В центре Азии! Справа возвышается горный массив Мунгун-Тайга, с наивысшей точкой 3970 м. Вокруг ни души. Хотя по слухам здесь, где-то должно быть поселение рыбаков. Часть группы идет искать рыбаков и места для завтрашней рыбалки. Часть ставит лагерь, укрепляя палатки штормовыми колышками.
Воссоединение произошло уже ближе к вечеру. Поселение рыбаков наши разведчики нашли слева в 15 км. от базового лагеря, местные рыбаки сказали что ловить рыбу на наши спиннинги бессмысленно. Тувинские “морские волки” ловят рыбу на кораблик (деревянный макет корабля с тремя крючками и нанизанным на них человеческим волосом). Пойманной рыбы будет достаточно на обед. Для себя старожилы ставят сети и кормят уловом свое семейство всю зиму.
 06.08.08 “большой адронный колайдер” 8.00 Утро. В голове все гудит, акклиматизация - ни чего не добавишь. По плану после завтрака восхождение на Мунгун-Тайга - священную вершину тувинцев. У меня, по всей видимости, и состоянию здоровья “дневка”, у всех остальных “радиальный выход”… … …
18.00, по словам моих однополчан: При восхождение была обнаружена система из 18 озер, причем в каждом разная температура. По дороге они встретили бийчан (г. Бийск, Алтайский край) на шишиге (ГАЗ 66), которые были очень удивлены, что мы добрались сюда на Delica. Они поведали, что видели на озере ботик (небольшое моторное судно) который оказался здесь благодаря рыболовной артели, работавшей здесь при советском союзе, хотя сейчас от нее не осталось и следа. А ночью к ним приходили тувинские пограничники проверяли документики.
А после историй мы сели обедать ухой и все бы ничего, но вот Олег - наш координатор потерял GPS, и теперь оставалось надеяться только на опыт гидов, благо таковой был. А мой колайдер перестал, болит только после вечерних процедур и дневных таблеток цитрамона.
 07.08.08 “новая волна” 10.35. принято решение найти GPS, но поиски оказались тщетны.
11.40 едем в сторону перевала Бугузун. На мосту встретили тувинских мотоциклистов, они неохотно советуют попробовать порыбачить на реке Моген-бурен. Недолго думая разворачиваем авто и едем вниз по течению реки.
Останавливаемся в красивейшем ущелье, куда приводит река Моген-бурен. Рыбачим, купаемся на закате. Вода, что очень удивительно для горных рек, поразительно теплая. Рыба идет на удочку с мушкой. Так же, поменяв место дислокации, мы поменяли и источник огня. Раньше это был газ, а здесь становятся доступны дрова. Глаз не нарадуется переменам. Ветер мягкий и теплый. Солнце то прячется, то снова появляется. Лето накрывает с головой, готовим суп из грибов, которые собирали своими руками. Такое чувство, что до тебя здесь ни кто этого не делал.
 08.08.08 “свадебный сезон” 9.45 старт. Это место понравилось всем. За завтраком Олег поведал нам, что вверх от стоянки уходит тропа, поднявшись по которой видишь прекрасную панораму Мунгун-Тайги и всего плато. С вечера он ходил туда за лакамоциями (энергетическая единица измерения физических телодвижений, которые необходимо выполнять каждому человеку в день).
Воды в реке в это время очень мало. Броды проходятся легко. От стоянки до села Кош-Агач 852 км, засекали по спидометру. По дороге встретили трехмостовый застрявший КамАЗ с людьми - это тувинцы ехали на кошару в гости. Пытались помочь, но тщетно. Мы поинтересовались: давно ли стоите? Они ответили: недавно, всего двое суток. Вообще путешествуя по центральной Азии, начинаешь понимать, что бы ты не спросил тебе дадут такой ответ, который нужно умножать на два. Тогда получишь приблизительный ответ на твой вопрос. И неважно кто отвечает, будь то алтаец, тувинец, или монгол в любых вопросах их ответ нужно будет умножать на два. Может это в генах?
12.40 перевал Бугузун в обратном направлении берется легче. Далее попробовали поехать по тягуну (затяжной участок дороги с большим перепадом высоты) справа от реки. Получилось намного удобнее и короче чем плюхаться по бродам.
14.40 Кокори - в селе свадьба и настроение праздника. Такая же песня (я о свадьбе) и в Кош-Агаче, на число 08.08.08 мода по всему миру. Но у нас другие цели и все по старому сценарию: - Дозакуп, дозаправка и кафе “Телец”. 17.45 из Кош-Агача в Джазатор.19.50 поворот на рудник Кулгуты.
 09.08.08 “жара и солефлюктация (образования бугров в условиях вечной мерзлоты)” Стоянка на озере Зерлюколь -  8-10 км от поворота на Калгуты. Место отличное, есть рыба, чистая вода. До перевала Теплый ключ осталось около 23 км. Проверили масло в моторе, все в норме. Техническое состояние Delica удовлетворительное. По гребенке машина идет отлично. Прошли по спидометру 1040 км. Очень много птиц, видели косяк журавлей, голов 25.
12.10 слева вольфрамомолибденовый рудник. Справа целебный теплый ключ Жумалы. Отдых на лечебном аржане (целебный ключ) и спустя час штурм перевала Теплый ключ, протяженностью 57 км.
15.00 Технические неполадки… Огромные валуны создали проблемы, и мы вынуждены были спуститься и заночевать на аржане “Жумалы”.
 10.08.08 “пекло” Посещение места раскопок знаменитого кургана на реке Ак-Алахе, где была найдена мумия женщины, которую окрестили «принцессой Укока», оказалась не возможно из-за тех. неполадок. Было принято решение, и ребята пошли к снежнику, с которого открывается вид на Массив Табын-Богдо-Ола, один из крупнейших узлов горного оледенения центральной Азии. Я же остался проводить ревизию продуктов. После чего искупался в радоновом источнике вместе с мальками хариуса, которые обсасывают тебя, поглощая омертвевшие участки кожи, подобную процедуру я видел на китайском курорте острова Хайнань. 18.00 мы решили ехать обратно, очень уж попсовое это место. Прошли 2 часа. Отличная стоянка на реке Тархаты, правый берег перед мостом. Рыбалка не удалась! Зато удалась классическая партия в нарды. Связи нет. До заставы около 20 км. Вся дорога жесткая гребенка. Все болты раскручиваются, но с Delic-ой все ОК.
11.08.08 “мокрый понедельник” Час езды, мы снова и в последний раз приехали в Кош-Агач закупка, кафе. А так как сломался CD ROM, добавилась еще и покупка кассет, нашли “Мумий тролля” и кассету “Русского Drum n Bass”. Решено ехать под Софийский ледник Южно-Чуйского хребта. 13.25 выезжаем в сторону Барнаула до села Ортолык. Далее поворот на село Бельтир, 29 км и еще разок налево после деревянного моста за селом Бельтир. Прибыли на стоянку Ак-Кол под вершиной Тараалгак. Погода полная невезуха - дождь, ветер, снег, солнца нет. Броды даются легко. Дорога не размывается, идеальная для трофи-рейдов! У местных покос. В покосе заняты все лошади и походы на лошадях в это время практически невозможны, но это я для справки, ведь мы предпочитаем железных коней. Вечером делали “пунш”, чтобы согреется, и слушали музыку, веселье закончилось традиционной партией в нарды.
12.08.08 “Total Annihilation” Дневка!!! Радиальный выход до ледника Софийский! Пунш начали делать днем, так как ждали наших путешественников за лакамоциями. Кстати рецепт от Олега Витальевича. Нужно: 1 литр водки, 1 кг любой лесной ягоды, 300 грамм сахара, 300 грамм воды (не более 30º). Процесс: ягоду растолочь с сахаром. Водку размешать с водой. Перемешать с ягодной массой. Отжать через марлю или сито, или медицинский бинт из аптечки. Сделать 50 мешательных движений до полного растворения сахара. Готово! Можно дать настояться для крепости, можно хряпнуть сразу.
13.08.08 ”Дети солнца” С самого утра печет солнце. Принято решение остаться еще на один день, тем более не все члены команды вчера отчаялись сходить под Софийский ледник. Итак, радиальный выход в район вершины Тараалгак. Утром же встретили группу туристов с Урала. Туристы советской закалки шли из Бельтира 1,5 суток. МОНСТРЫ, ну или дураки? Что-то подсказывает, что сегодня кончится газ. За дровами идти далеко по склону. А на месте стоянки дров достаточно, что бы приготовить пищу 2-3 раза. Ближе к вечеру встретили группу из Перми. Вечером встретили Алана из Казахстана, он искал группу из Москвы, они должны были спуститься в долину сутки назад.
14.08.08 “первопроход” 10.20 Алан пешком с рюкзаком отправился искать москвичей в соседнюю долину. А мы выехали. Проезжая Бельтир встретили группу москвичей, которая искала Алана. 15.00 Акташ заправка, кафе, магазин. 18.00 Деревня Каракол свернули направо за магазин, на перевал Ороктой. 18.05 Нижняя Талда по дороге налево, а за мостом направо. Раньше мы слышали, что здесь есть дорога, но из наших друзей и знакомых здесь, ни кто не был. До вершины 25 км, дорога не сложная. Местные ездят на ваз-2109. Но я бы советовал сюда соваться минимум на Уазике! 20.30 Мы вывалили к железному мосту через “пни” близ села Куюс. Этот перевал сокращает дорогу примерно на 60-70 км.
15.08.08 “дом милый дом” 12.15. Выехали из лагеря “сады” на правом берегу Катуни. Проезжая мост через Катунь остановились, что бы принять каменные ванные, вымытые Катунью. 14.00 Еланда 14.30 Чемал 14.35 Еликманар. 20.00 Борнео, Барнеапаль, Барнаул-столица мира! Дома нас ждут горячие жены и поостывший чай, поостывшие жены и горячий чай. Встречай же Родина своих героев!!!
HostCMS
Дата: 15.08.20