Дневник путешествия по Казахстану и Узбекистану 2009

01.10.09 четверг
Итак, утром приехала в Барнаул. Встретили мальчики. Долго стояли около университета, журналисты брали у них интервью. Мы пока с Настей гуляли в центре города в разные стороны.
Потом был старт. Выехали из Барнаула. За окном однообразие: степь и поля.
Остановились в поле на ночевку, поужинали. Надо же, это 1-ый день из 21! Т. е. еще 3 недели впереди. Много надежд возлагаю на Узбекистан.
Среди деревьев бегают зверьки. Дима сказал, что это бурундуки, только шорох стоит. Хочется их увидеть. В опавшей листве их очень отчетливо слышно. Даже сейчас, лежу в палатке, а рядом кто-то ползает.

02.10.09 пятница
Событием сегодняшнего дня стало прохождение российско-казахской границы. Событием не только в плане «событийности», но и по времени. Крайне долго и затянуто.
Когда отъехали от границы и остановились, я ощутила ярко-выраженный запах степи, запах трав. Сложно описать, но это здорово.
Потом мы ехали, ехали, ехали. В городе Павлодар искали миграционную службу. Походили по магазинам и поехали дальше.
Ночуем в степи. Сегодня теплее, нежели вчера.
После ужина я отошла ненадолго, легла на землю и смотрела на бесконечное небо, звезды.

03.10.09 суббота
Ночной сон я описала в личном дневнике. После него я внезапно проснулась и… ветер треплет палатку, дождь барабанит и просится внутрь. Несколько раз доносились звуки проходящего рядом поезда.
…Ехали мы сегодня долго. Погода не радует: дождь моросил, ветер холодный. За окном машины степь и больше НИ-ЧЕ-ГО.
А вот и Астана – столица.

04.10.09 воскресенье
Ночь провели в гостинице. С таким удовольствием смотрела ТВ, что сама от себя не ожила.
Наша следующая цель – Аральск.
Пейзажи вокруг не отличаются разнообразием – одна степь. Андрей сегодня в машине поспал, просыпается и говорит: «У меня такое впечатление, что мы ездим по кругу. Засыпал – за окном была степь, проснулся – снова степь». А перед стоянкой метко подметил: «Я только сейчас заметил, что слева и справа – пейзажи одинаковые. Собственно, впереди тоже». (Сейчас я так описываю почти все наше путешествиеJ). Процитировала эти фразы, потому что, на мой взгляд, они наиболее полно характеризуют окружающую природу. Пока самое сильное впечатление от Астаны.
Центральным событием сегодняшнего дня стало посещение визит-центра заповедника. В степи, где собственно ничего нет ТАКОЙ впечатляющий визит-центр.

05.10.09 понедельник
Как легла в палатку вчера ночью – заморосил дождь, под него и уснула. Утром проснулась от гусиных криков где-то неподалеку.
Утром, с места стоянки ехали по степям, бесконечным и бескрайным. Днем приехали в город Аркалык. Подъезжаем: дома целыми районами стоят пустые. В центре тоже много таких, стоят, как консервные банки. Или, например, место, где мы обедали. Весь первый этаж занимает столовая, а все остальные этажи законсервированы.

06.10.09 вторник
Сегодня заезжали в глухие села. Я с трудом представляю, что там можно делать и как жить: кругом одна степь, водоемов и рек практически нет, земля, прожженная солнцем, несколько домов на сотни км…
День был богат на наблюдения. Сайгаки перебежали дорогу перед машинами. Пыль стояла столбом. Эффектно! За окном рассматривала верблюдов. Много хищных птиц. Вот такие новости по степному ТВ!
Держим курс на Арал. Уже видели участки песков.
Еще вечером, подъезжая к месту стоянки, двигались на кроваво-красную луну, кусочек которой сначала показался из-за горизонта и стремительно стал расти. И наблюдать, как встает и уходит солнце тоже нравится. Сначала блестящий краешек озаряет горизонт и начинает расти, выкатываться. Каких-то пара минут и солнце уже не блестяще-искряще алое, а привычное «желтое».
Еще вчера Дима сказал, что на дороге была змея, живая. Я ее не видела.

07.10.09 среда
Сегодня утром на удивление быстро собрались. Я даже не слонялась без дела. Проезжали мимо пасущихся верблюдов. Они пасутся также, как до этого паслись коровы, например. Также свободно и в больших количествах (в смысле, много верблюдов).
Впечатление дня – как мы на машинах ехали по бывшему дну Аральского моря.
Я немного походила по морской воде.
Ночью поднялся очень сильный ветер. Палатку буквально сносило. Я почувствовала себя Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», которую унесло вместе с домиком в волшебную страну. Утром, хотя в палатке и лежал мой большой рюкзак, ее все равно носило в разные стороны. Собрать палатку сегодня стоило определенных усилий.

Здесь с днями немного запуталась.
Пообедали в Аральске и двинулись дальше, к границе с Узбекистаном.
Остаток дня ехали и ехали. Уже после захода солнца приехали в село и остались ночевать в доме местных жителей. Такая комната: на полах ковры, низкий стол, на стене ковер, в углу стопка подушек, маленький диван и в противоположном углу на подставке ТВ. Пестро, интересно, все так необычно.
Интересно, какие сны мне приснятся здесь?

10.10.09 Не совсем уверена в точности дат, но буду писать согласно своим записям.
Утром выехали из гостеприимного дома. Первая половина дня прошла очень быстро, потому что ехали вдоль ЧИНКА. Этот выступ мы видели с берега Аральского моря. Андрей отметил, что он похож на Большой Американский каньон. С удовольствием смотрела на выступы, словно кляксы, на фоне синего неба. Еще где-то высоко, когда на небе уже во всю господствовало солнце, виднелась луна, убывая и становясь все прозрачнее. За рассматриванием этих пейзажей время прошло быстро.

11.10.09 воскресенье
Приехали в Бейнеу и направились в сторону Узбекистана.
Граница вся перекопана – идет стройка.
Сергей прокомментировал: «Вот, справа песочница!».
Опять долго стоим на границе. Мальчики-водители что-то очень долго заполняли.
Выехали, пересекли казахскую границу. Пока стояли, я читала Geo, потом Андрей рассказывал, как правильно надо делать фото, объяснял смысл диаграмм.
На Узбекской границе пришлось даже декларацию заполнять в 2-х экземплярах. Как в Евросоюз въезжаем!
С границы въехали в ночь и в Узбекистан.
Приехали, стали плутать по городу и пустынным улицам. Людей нет, заправки какие-то не работают. Ребята нашли какую-то машину, в ней двое мужчин. Вызвались довезти до гостиницы. За это попросили 4000 сом (80 руб на наши деньги).
Сергей Диме: «Да ты торгуйся!»
Потом поехали за машиной по закоулкам. Сергей: «Раз мы здесь были – денег не дадим!»
Все-таки приехали непонятно к чему, где куча людей. Сергей: «Здесь практически никого нет!».

Когда подъехали к чайхане, там стояла белая машина, м/б «шестерка». Рядом человек восемь. Андрей в рацию говорит другому экипажу:
- Мужики, там оружием торгуют!
- Да ладно!!!
- Я пошутил!
- Да там труп!
- …
- Невесту похитили!

Дима ушел на разведку, вернулся со словами: «Слабонервных прошу не падать!».
Место такое, х-м-м… необычное, что ли?... Да, здесь многолюдно. Я бы назвала это чем-то вроде «ночлежки». Это что-то типа «гостиного двора»: длинное одноэтажное помещение, разбитое на комнаты. Лабиринты из комнат, которые соединяются и перетекают друг в друга. В комнате ковер и коврики, посередине низкий стол. После позднего (ночного) ужина выволокли стол из комнаты и легли спать. Спалось не очень, потому что мало места и тесно. Утром я пошла мыться (как здорово!!!). Ели манты, которые заказали вчера, но, т. к. наелись, оставили на сегодня.
Еще вчера, подъезжая к границе Узбекистана, видела ослов и сегодня, выезжая из чайханы (так называется место, где мы ночевали), мимо проезжала смешная тележка, в которую был впряжен осел. Дима назвал их «бременскими музыкантами». Так все колоритно!

Сегодня выехали в Нукус – столицу Каракалпакии. Заехали в очередную чайхану покушать жареной рыбы (вроде бы белый амур из реки Амударья, которую мы проехали до этого по мосту).
Уселись за этот шикарный замечательный стол или «улеглись»? Солнце, жарко. Подошел местный житель – Курбан. Стал разговаривать: смесь русского и узбекского. После того, как мы поели здесь, он потащил нас на автовокзал угощать шашлыком. Заказал шашлык всем (Анатолий с Володей – исключение, они остались в машине). И еще минут 15 мы сидели с ним. Еле вырвались от него; он все повторял: «это судьба, что я Вас встретил».
Далее были интересные пейзажи и ехать было не скучно.

13.10.09 вторник
Итак, вчера приехали в Бухару. Разместились в гостинице и собирались, наверное, целую вечность. Так долго, что подъехав к крепости эмира бухарского (Арк), солнце уже спешило за горизонт. Крепость… ну стены монументальны, да. Кое-где есть знаменитая бирюзовая мозаика. Но стало темнеть, подсветки нет и поэтому толком ничего не разглядеть. Поехали ужинать в Ляби-Хаус. Никогда не ела столько шашлыков подряд! Наелась до следующего сезона шашлыков, до следующего лета. В таком местном кафе было очень много иностранцев. Как всегда, милые бабулечки и дедулечки, которые ходят, трогательно держась за руки или под руку.
Пока самое яркое впечатление Узбекистана (сейчас, думаю, что даже всей поездки) – чайхана. Впечатлило!
Здесь, в Узбекистане, деревушки и поселения по пути не производят такого удручающего впечатления, как в Казахстане. Аккуратно.
Утром на завтрак была уже традиционная яичница. Амина Шатыева принесла варенье из ягод, напоминающее ежевику по форме.
Сегодня ходили в старый город. Красиво и монументально. Из малюсеньких кусочков мозаики сложены и украшены огромные, просто гигантские площади строений и зданий.
Мы зашли в какое-то мусульманское заведение, нас не пустили и попросили выйти. И тут, у огромных деревянных дверей, пропитанных временем, нас застал мужской голос поющий, может быть, что-то из Корана. До этого что-то подобное я видела и слышала только по ТВ.
После мы зашли в чайную. Мне тоже это понравилось. Я вдыхаю запахи и хочу почувствовать вкус… страны, культуры. Подали три разных чая, один был со специями, такой остренький, точнее оставлял после себя послевкусие перца, пили кофе с корицей и впервые за все путешествие ели восточные сладости.
А вчера еще, когда ходили крепости, один из торговцев, зазывал в свой магазинчик, назвав его «Сокровища Али-Бабы»! Вот уж действительно восточная сказка! Груда разной всячины, пестрые ковры, обилие кувшинов, пиал, тарелок, ламп – все это настраивало на то, что стоит лампу потереть, как оттуда появиться джин. Все так ярко и пестро! Жарко днем, да и вечером тепло. Да-а-а, солнечный Узбекистан!...
В машине сегодняшний участок пути прошел очень быстро, и я даже не заметила, как въехали в Самарканд.
Завтра утром, хотя, если учитывать, как мы собираемся, думаю к полудню, буду открывать для себя Самарканд.

14.10.09 среда
День впечатлений. Самарканд. Утром проснулась довольно рано. По времени не знаю – я потерялась во времени. Если солнце встало, то уже утро, но все еще спят – значит рано. Встала. Кругом тихо. Решила идти мыться. Анатолий с Владимиром уже бодрствовали и мы пошли завтракать. Они собрались в город без мальчиков и пригласили меня и я поехала с ними. Водитель автобуса высадил нас где-то недалеко от памятника Тимуру, сказав: «Если бы Тимур тут не сидел, у нас не было бы работы».
Дошли до рынка, где я купила сахар цвета янтаря и формы кристалла. Какие-то орешки в сахаре. Потом увидела мальчиков и пошла с ними.
Минареты и медресе расположены компактно друг к другу. Недалеко. Красиво, монументально. Ощущения?... Когда картинка из книги или ТВ оживает и это происходит с тобой… Удивительно, невероятно…
Мальчики не хотели за тысячи сум проходить в минареты одного из медресе на площади Регистан. Стали говорить, что все мы студенты Ташкентсткого университета, учимся по какому-то обмену.
Дима Сергею говорит:
- Это особенно по тебе видно.
У Сергея на футболке надпись «RUSSIA. BOXING TEAM».
Они стали с милиционером договариваться. Пришла женщина средних лет, стала что-то сурово говорить на узбекском, м/б смысл: чтобы платили через кассу.
В итоге мы поднялись и посмотрели на город с высоты птичьего полета одной из башен. А какие там ступеньки! У меня давненько мышцы ног так не напрягались, что заболели чуть-чуть. Стоило это тоже прочувствовать!
Потом вернулись с мальчиками на Сиабский базар и остаток дня провели там. Ходили, ходили, я даже устала.
В течение дня тепло, на солнце припекает, на небе ни облачка, небо как купола или купола как небо.
Такой вот насыщенный день.

16.10.09 пятница
Итак, вчера Володе надо было улетать из Ташкента. Поэтому утром собрались быстро, на удивление оперативно и слаженно. Торопились к границе, поэтому Ташкент видели только из окна машины. Оч жаль! Т.к. я надеялась, что мы все-таки там где-то переночуем и тоже где-то походим. Увы!
Володю проводили. Все хорошо. Анатолия не видели и не попрощались с ним. Ну и ладно.
Едем к границе.
Снова заполнять узбекскую декларацию. Я перепутала сумы с тенге, т. е. два раза написала тенге. Какое-то время разбирались, в итоге я переписывала декларацию. Еле-еле, но узбекскую границу худо-бедно прошли. Началась казахская.
Паспортный контроль, опять все вещи как в аэропорту смотрят. И тут машины надо было отправить на рентген (!). Впервые о таком слышала. Нас, пассажиров, уже отправили за границу. Мы со всеми баулами ходили туда-сюда как беженцы. Потом погранцы позвали нас обратно и мы потащились. И спали между, так сказать, границами, но в большей степени все же на казахской. Мальчики поставили столы, палатку, стали готовить ужин: жарить картошку. А спали мы в машинах таким образом: Костя с Сергеем в одной, а я, Андрей и Дима в другой. Я между мальчиками. Это было что-то! Я не знала куда себя деть. Хорошо, если все спали на одном боку, я, как фигурка из Tetris’а могла вписаться в них. Ночью я сползла. Еле подтянулась выше. Потом мне стало жарко (хорошо, что я еще зимние штаны догадалась снять и куртку). Мне осталось снять два свитера. Я кое-как сняла их с одной руки и через голову, а с другой руки не сняла и стала позже спать на этой самой руке и оставшейся одежде. Потом я решила выйти, но, лёжа стала думать: во-первых, как выйти, во-вторых, что я буду делать дальше? Осталась лежать. Смотрела на звезды через Диму, а со стороны Андрея горел фонарь или фара. Первый раз я так ждала рассвета. Я так намучилась: руки пыталась класть на сиденья, ногами боялась повредить коробку передач и все остальное. Ноги осторожно просовывала на переднее сиденье слева. Я так плохо давно не спала. Из «+» стоит отметить, что было тепло, даже жарко.
Утром позавтракали, собрались, мальчики прошли рентген на машинах и мы поехали в Шымкент. А оттуда в Туркестан. Там мы должны посетить мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави – памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Встали в степи. Я смотрела на хлопковые поля, вот мы среди них, так что цветок хлопка привезу с собой.

18.10.09 воскресенье
Итак, осталось где-то 400 км до Алматы. Вчера съездили в город Туркестан, там находится мавзолей Ахмеда Яссави. Внутри – ничего особенного. На длинном копье висит конская грива – это означает, что здесь похоронен святой человек. Такое же мы видели в Узбекистане.
Я пошла и села, где мужчина читал молитвы. За решеткой – гроб Яссави. Заходят люди, садятся. Мужчина нараспев читает молитвы, потом они складывают руки чашеподобно и совершают действие, будто умывают лицо. Пение мусульманское в Бухаре тоже заставило остановится и прислушаться.
После выезда из города пейзаж стал интересным – появились горы – отроги Тян-Шаня. Вершины в снегу, они царапают небо и стремятся ввысь. Красивые силуэты.
А так по дороге нравится смотреть на горы, причем их основание в дымке, как бы спрятано, и только царственные вершины открываются взору.
Сергей пересел в другой экипаж и теперь все три места практически в моем распоряжении. Хочу – смотрю в окно, если с моей стороны солнце – сажусь по центру, устаю сидеть – ложусь. Очень даже комфортно лежать. Если не совсем лечь, то можно смотреть в окно, как в ТВ, если просто лечь, то только небо будет видно. Сегодня я легла на задних сиденьях, Андрей разложил переднее сиденье и в машине у Димы получилось-таки сонное царство.

19.10.09 понедельник
Утром мальчики занимались регистрацией. Я смотрела, как Виталя играет в «Люди Х. Росомаха», «Ферма-2». Потом он включил фильм и время прошло быстро.
Поехали в государственный природный парк МЕДЕУ. Поднимаешься выше и выше по ступенькам, складывается такое впечатление, что они ведут прямо в небо.
Подниматься было тяжело, однако, с каждой ступенькой ты выше и выше и тем интересней и масштабней открывается панорама. Все-таки горы вызывают определенное чувство трепета, может, восторга и радости.
А так всю остальную Алмату видели тоже только из окна машины.