Восхождение на Белуху... или как это было

Хотелось бы рассказать о путешествии, которое уже давно зрело в моей голове. То есть совершить восхождение и не абы куда, а на Восточную Белуху (4506 м над у.м.), высшую точку Сибири. Опыт в альпинизме у меня уже был, но совсем не большой, кошки одеть я могу самостоятельно, но это к слову.
Так вот, собирался я собирался и вот, наконец, еду в Барнаул. Нас встретили в аэропорту и, решив все формальности в офисе, мы двинулись к нашей цели, к Белухе. С двумя гидами, поваром и командой из шести человек на микроавтобусе мы ехали весь день и к месту ночёвки добрались лишь за полночь. Нас встретил гостеприимный хозяин, поужинали, вся еда было домашней, а поэтому особенно вкусной. Посреди столовой горел камин и, разомлев, наша разношерстная компания вела непринуждённую беседу. Расспрашивали гидов о предстоящем дне, как и что, будет дальше, через, сколько мы окажемся в базовом лагере. Удовлетворив своё любопытство, все разошлись спать, завтра предстоял трудный день, первый из трёх дней трека до базового лагеря на озере Аккем.
Утром наскоро позавтракав, перепаковали рюкзаки, и отложили вещи, которые нам не пригодятся на первом этапе путешествия. Загрузились в УАЗик, который нас довёз до места, где начинается пешая часть экспедиции. Там уже ждали лошади и конюх – русский парень Андрей, а это уже вселяло веру, что по пути проблем с лошадьми не будет. Нагрузив лошадей продуктами, палатками, горными ботинками мы налегке с рюкзаками за спиной двинулись в путь. Стал накрапывать дождик, тропа потихоньку раскисала, и мы усердно месили грязь своими ботинками. Облачившись в штормовой костюм, дождь был мне нипочём. Сначала шли вдоль реки Кучерла, а затем тропа стала уходить резко вверх, наш ход замедлился, а дождик всё усиливался и уже давно превратился в полноценный дождь. Выбравшись наверх, шли уже вдоль ручья, двигались к загадочному месту под названием осадкомер, где собственно мы должны встать на ночь. Часа за полтора мы добрались, до нужного места, где нас уже ждал конюх, он развёл костер и поставил греть воду. Ставим палатки, ужин, разговоры, костёр, ложимся спать.
Дождь шёл всю ночь, и прекратился утром, только когда был приготовлен завтрак. Радуясь солнцу, мы стали понемногу разоблачаться из курток и штанов. Гиды давали советы по сбору палаток и мастер класс по укладки рюкзака, провозившись с вещами, вышли мы в начале девятого. Лошади вышли чуть позже и обогнали нас уже в лесу. Особенно неприятный участок пути, проходит по лесу, тропа разбита постоянно курсирующими караванами с лошадьми, тем более после дождя и везде многочисленные скользкие корни деревьев. Но участок леса закончился, и мы вышли к крутому подъёму, к первому из четырёх, в сегодняшнем переходе. На вершине которого, мы сделали небольшой привал. Так продолжалось весь день, мы то поднимались, то спускались, то набирали высоту, то сбрасывали её. Ребята, сопровождавшие нас, объяснили, что стоять мы будем сегодня на «каменной избе». Часам к пяти вечера мы наконец-то добрались до неё, непонятное сооружение, выложенное из камня, внутри которого может поместиться максимум одна палатка. Высота говорит о себе, сегодня нам по дороге попался первый снежник, не растаявший за всё лето. Кони уже ждали нас, ставим лагерь. Завтра нужно штурмовать перевал.
Встали бодрые, храбримся друг перед другом, шутка ли сегодня нужно преодолеть перевал высотой 3060 м над у.м., а ночевали на высоте 2300-2400, то есть необходимо набрать больше полукилометра, серьёзная работёнка;). Тропа как всегда, уходила вверх под хорошим уклоном практически от самого лагеря. Высота становилась всё больше, и воздух стал довольно прохладным, к тому же в горах погода меняется очень быстро и вот небо уже затянуло тяжёлыми свинцовыми тучами, в парочку из которых мы умудрились угодить из-за низкой облачности. И чем ближе мы были к перевалу, тем мрачнее становилось небо. Пошёл снег, когда начался подъём на сам перевал, одинокие путники, идущие с перевала ободряли нас, говоря, что осталось уже немного, а всадники смотрели с завистью в нашу сторону. Мы то шли пешком, вверх, с рюкзаками за спиной, разгорячённые, а наездники мёрзли, сидя на лошадях, без движения. Когда вышли на перевал, он был весь в снегу, на спуске в какой-то момент снег прекратился и чем мы ниже спускались, тем меньше снега было на склонах. В долине Аккема снега не было вообще и, придя в базовый лагерь, нас ждал ещё один проводник, горячий борщ и не менее горячая баня.
Провели день в базовом лагере, нам проводили инструктаж, подгоняли снаряжение, распределяли продукты между участниками, газ, горелки, палатки, теперь придётся всё нести на себе. Прикинул внушительный вес рюкзака, понял, что завтра легко не будет. Будем идти по Аккемскому леднику до Томских стоянок (3000 м над у.м.), где будет наш новый лагерь.
В этот день вышли только ближе к обеду, за ночь рюкзаки легче не стали и двигались мы довольно медленно, с периодическими остановками. Сначала тропа петляла вдоль берега озера, а затем вдоль реки. На подходах к часовне начался крупный курумник с большим рюкзаком скакать по нему было довольно не удобно. Выйдя на ледник идти, стало легче, все вглядывались вдаль, ища глазами Томские стоянки, дело в том, что в этом месте на мореном вале стоит домик сделанный спасателями, где можно пересидеть непогоду или поместить пострадавших. Вот все и искали этот ориентир. Вечный вопрос скоро придём... и вечный ответ да вот уже скоро, там за поворотом. И как гидам хватает терпения постоянно отвечать на него так невозмутимо, всегда удивлялся.
Действительно за очередным поворотам, когда казалось, что уже сил нет, появился домик на морене, что прибавило всем сил, раз есть цель, значит, её можно достигнуть. Подошли к домику, побросали рюкзаки, ушедший вперёд Димка, уже вскипятил чай на горелке, который пили все с огромным удовольствием. Ночевали в домике, от большого количества людей и от горелок, на которых кипятили воду,  в домике было тепло.
Новый день был посвящён ледовым занятиям, ходили в связках, в кошках по леднику, учились пользоваться жумаром, восьмёркой, карабинами, ледорубом, подниматься и спускаться по перилам. Внимательно слушали, что нам говорит инструктор, как действовать в той или иной ситуации. Работали до обеда, после обеда пошли заниматься снова, день пролетел незаметно.
На утро собрались и вышли, а солнце ещё не встало, небольшой переход до перевала Делоне (3400 м над у.м.), названный в честь выдающегося советского математика и альпиниста Бориса Николаевича Делоне. Слава инструктор, отправился провешивать перила, а нам на встречу спускалась группа, которая уже сходила на гору, мы с уважением провожали ребят взглядами, у нас ещё всё было впереди. Поднимались по перилам от базы к базе, без навыка делать это довольно тяжело, да и высота была уже довольно большая, появилась отдышка. За перевалом открывается огромное снежно-ледовое поле ледника Менсу. Спустившись с перевала, попили чаю, яркое солнце, и отражённый от снега свет обжигает, очень жарко и в то же время снег кругом, странное ощущение.
По леднику Менсу, минуя огромные ледовые разломы и следы схода лавин, поднялись на перевал Большое Берельское Седло (3520 м над у.м.). Выкопали места под палатки, затем выкопали туалет. Топили снег, пили чай, кушали. Запаслись снегом на утро, что бы не выходить из палатки до завтрака. Спать укладывались по очереди, утром одевались снова по очереди, так как делать это одновременно в палатке было неудобно из-за тесноты, но это было даже как-то забавно, ждать своей очереди, что бы одеться..
Выход запланировали в пять утра, подъём соответственно в три. Как ни крути, а выдвинулись с Берельского седла только в половину шестого. Маршрут восхождения проходил по Берельскому гребню, 3Б по альпинистской классификации, двигались по перилам, провешенным нашими гидами. Не буду описывать всё моменты связанным с самим процессом восхождения, не очень это уж интересно на мой взгляд. Но хочется отметить, что весь день была отличная погода, яркое солнце, и когда мы вышли на вершину, вид был просто потрясающий, всё было как на ладони, рассказывать бесполезно, и что бы убедиться стоят ли все приложенные усилия, для достижения данной цели можно узнать, только попробовав самому, и затем уж делать выводы. Лично я сам не разочаровался, и по прошествии какого-то времени пришёл к выводу, что было бы неплохо повторить в будущем сезоне.
В лагерь вернулись, когда уже село солнце, пришли очень уставшие, но пришли победителями! Каждый был победителем, и победителем в первую очередь над самим собой.
На следующий день сразу с Берельского седла спустились до базового лагеря на озере Аккем. Пару дней отдыхали, а затем вдоль реки спустились до Тюнгура, где нас встретила машина. Потом был тот самый кемпинг с потрясающей едой и отличной баней.
Возвращаемся домой с приятным чувством, что все трудности позади, а впереди одни лишь удовольствия;)!!!