История развития серии экспедиционных маршрутов «Транссибирская экспедиция»

История развития серии экспедиционных маршрутов «Транссибирская экспедиция». Не секрет, что значительную площадь территории РФ занимают арктические территории, более точно то около 20% процентов площади нашей страны находятся севернее полярного круга — это огромные территории (около 3,5 млн. к      м²) протянувшиеся вдоль побережья Северного Ледовитого океана. В этих районах живут и работают люди, по разным оценкам около 2,5 млн. чел., это менее 2% населения России. На сегодняшний день эти пространства слабо и однобоко вовлечены в народное хозяйство, особенно это касается дорожной сети и инфраструктуры – дорог в привычном понимание здесь практически нет! Основная транспортная логистика: воздушная, водная (реки и моря) и зимние сезонные дороги — зимники.

Такие районы как Эвенкия (Эвенкийский муниципальный район), Таймырский долгано-ненецкий муниципальный район, а так же Чукотский Автономный округ не имеют сухопутных круглогодичных дорог, которые бы связывали бы их с материковой Россией. Результатом такой труднодоступности и изоляции стала уникальная сохранность ландшафтов и экосистем в первозданном виде, многие их которых абсолютно не изменены деятельностью человека.

Такая самобытность, дикость природы и определенный ореол северного романтизма которым пропитаны эти места притягивает туристов, путешественников и любителей природы.

С объектом исследования определились ;-) теперь понятно почему ездим в Арктику!

Транссибирская экспедиция, что это? Это серия экспедиционных маршрутов, запланированная на 6-7 полевых сезонов проведения. Которая, в свою очередь входит в экспедиционный проект «Неизвестная Сибирь» — основная цель которого, знакомство зрителя, читателя и слушателя с труднодоступными, редкопосещаемыми уголками и районами Западной и Северо-Восточной Сибири, а так же с возможностью непосредственного участия в маршрутах.

Почему – транссибирская? Слово транс – с лат. переводится как через, сквозь — в смысле перечение. Транссибирская – значит через Сибирь, пересекая, сквозь — Сибирь. Этот регион настолько огромен, что говоря о путешествии по Сибири, в этом случае невозможно представить истинные масштабы расстояний. Например, экспедиционный маршрут из Алтая на Чукотку проведенный нами в 2020 году, по расстоянию более 18000 км. В этом случае, название «транссибирская экспедиция» полнее и точнее отвечает масштабам – огромным масштабам.

Что такое транссибирская экспедиция тоже определились. Теперь конкретно о маршрутах.

На текущий год успешно завершены три автомобильных маршрута транссибирской экспедиции:

  1. Алтай — Чукотка, март – апрель 2020 года. Протяжённостью около 18600 км и продолжительностью 39 дней. Достигли города Певек на берегу Восточно-Сибирского моря. Детальный отчет;
  2. Алтай – Якутия, март – апрель 2021 года. Протяженностью около 13000 км и продолжительностью 35 дней. Достигли пгт. Тикси на берегу моря Лаптевых. Детальный отчет;
  3. Алтай – Эвенкия, март – апрель 2022 года. Протяженностью около 7000 км и продолжительностью 22 дня. Достигли южной границы полуострова Таймыр, посетили пос. Ессей на берегу одноименного озера.

Общая карта маршрутов транссибирской экспедиции 2020-2022

Все маршруты имеют общие элементы и условия проведения: Как мы уже говорилось ранее, во-первых, – это Арктика, во-вторых, период проведения – март – апрель, в этих районах это еще полноценная зима, но уже не так холодно как в январе и день уже длинный, ну и сами дороги – это зимники. Сезонные дороги, которые прокладывают зимой по тайге, замерзшим болотам, рекам, тундре и морскому льду. Северные дороги жизни.

«Подчеркиваю, мы сейчас говорим и обсуждаем маршруты, проложенные и реализованные по дорогам и официальным зимникам, которые существуют на картах, имеют названия и обслуживаются дорожными службами…» — рассказывает Дмитрий Юрочкин.

Путешествия на автомобилях: немного о транспорте и составе групп. Автомобили – рабочий экспедиционный транспорт, Тойоты Прадо 78-й серии (Toyota Prado) на которых осуществляем сезонную работу на Алтае, Туве и Монголии.

«Все технические работы по подготовке, ремонту, утеплению и т.д. – все проводили и проводим самостоятельно исходя из собственного опыта и доступных ресурсов…» — рассказывает Дмитрий Юрочкин.

Расстояния по маршруту, которые приходиться пересекать огромные, заправочных станций, сервисов и теплых ночлегов практически нет. Группы путешественников максимально автономны. Продукты, топливо, снаряжение и теплые вещи транспортируется в прицепах тоже собственного производства.

Фото прицепов!

Отличительной особенностью маршрутов является количество и состав участников — на двух автомобилях путешествует команда из 8 человек. Для северных путешествий это не популярная практика – слишком много людей! «Каждый вечер – стараемся найти любое теплое помещение для ночлега и общего ужина, если нет, то устраиваем так называемую «холодную» ночевку – устанавливаем палатку, и готовим ужин на костре или паяльной лампе самостоятельно – это объединяет коллектив.» — рассказывает Дмитрий Юрочкин.

Фото базового лагеря – ужина.

Сам процесс движения по зимникам тоже специфичный. Скорости обычно, не высокие 20 – 30 км\час, по льду рек можно ехать быстро, но так бывает не часто – зимники редко проложены по речному льду ;-). Дорога каждый день — это всевозможные комбинации: кочка – замерзшие болота, наледи которые требуют дополнительного осмотра и разведки, а так же протяженные наддувы-переметы которые сопровождаются бураном. Пурга — это когда начинает сильно мести и видимость падает до нескольких метров, в Арктике говорят – будем пуржить\пурговать, ждать улучшения погоды. Сидеть в машинах периодически их откапывать и поддерживать жизнедеятельность.

Продолжение следует…

Дата: 07.07.22